Раиль Садриев: Мы — театр на колесах

double image fisrt partdouble image second part


Закрывал Международный фестиваль «Радуга» спектакль «Покаяние» Буинского государственного драматического театра. Возрожденный силами художественного руководителя, директора, народного артиста Раиля Садриева приволжский театр за 19 лет своего активного существования стал известен по всему миру. В театре проводят лабораторию «Буинская Талия», международный фестиваль «Буа: пространство диалога» и межрегиональный фестиваль-конкурс татарских детско-юношеских театральных коллективов «Ният». Театр гастролирует по всему миру, сохраняет и бережно делится татарской культурой. Постановки Буинского драматического театра ежегодно попадают в лонглист премии «Золотая маска» и любимы зрителями.

Спектакль «Покаяние» по пьесе Искандера Сиразиева рассказывает историю о председателе колхоза, который каждый год хоронит своих детей. Он не может покаяться в своих грехах, оправдывает свои поступки тем, что время заставляло его действовать определенным образом. Раиль Садриев играет главную роль в этой постановке, самозабвенно погружаясь в образ главного героя. Внутренний монолог парализованного председателя мы слышим в записи, периодически отправляясь в прошлое, чтобы своими глазами увидеть, какие беззакония он творил. Мы поговорили с Раилем Садриевым о его театре и участии в международном фестивале.

– Раиль, вы ранее принимали участие в фестивале «Радуга»?– На «Радуге» я в третий раз, до этого участвовал как спикер и руководитель театра, со спектаклем приехал впервые. Прекрасное время года, Питер, высокий уровень фестиваля, все критики, режиссеры и талантливые люди здесь. В этом году я познакомился с представителями из Болгарии, Страсбурга — каждый год здесь открываешь новые имена. Я – играющий тренер, художественный руководитель, директор, народный артист, ведущий, создатель этого театра. У меня так сложилась судьба, что я занимаюсь любимым делом, сам создал себе кресло, оказался в этом кресле, руковожу этим театром, играю в этом театре и продвигаю этот театр, поэтому для меня исключительно важно участие в таких масштабных фестивалях. Наш театр приехал сразу на несколько фестивалей — 26 мая выступили в Лобне со спектаклем «Барыня», а 27 мая успели на концерт Кустурицы и потом ходили смотреть другие работы.

- Что стало материалом к вашему спектаклю?– Автор пьесы – Искандер Сиразиев, он – журналист, в 2006 году написал историю своей семьи, которая была сослана в Архангельскую область. Наш спектакль рассказывает о председателе колхоза, который так сильно навредил людям, что его прокляли, и у него начали умирать сыновья. Стал ходить слух, что если он не покается, в его роду умрут все мужчины. Главный герой лежит парализованный, и последний сын, который за ним ухаживает, должен тоже уйти. Постановка анализирует, что причиненное зло, как маятник, возвращается обратно, когда ты не ждешь. Это сложный спектакль, мы хотели ставить его 14 лет назад, но созрели только сейчас. 2 года назад я 4 месяца ухаживал за парализованным отцом и прожил этот опыт. Мы показали работу экспертам «Золотой маски», и они дали высокую оценку спектаклю. С режиссером Айдаром Заббаровым, учеником Сергея Женовача, очень хорошо работать: он выстраивает концепцию и артисты четко понимают, что им необходимо делать. Режиссер очень занятой и ставит быстро, мы планируем сотрудничать с ним и дальше.

– Как живет ваш театр?– Маленький город живет театром. В Буинске проживает 18 000 жителей, это бывший уездный город недалеко от Волги. Был заложен при Екатерине, в 1870 г. получил статус города. Мы создали театр в 2002 году при поддержке правительства республики, президента и активно двигаемся вперед. Мы уже трижды провели Международный фестиваль, на который съезжается много гостей из разных городов Российской Федерации и Москвы, ближнего зарубежья. Мы — театр на колесах, у нас существует понятие: «город посмотрел». Вначале у нас была бродвейская система, мы прокатывали один спектакль по всем городам России — Москва, Омск, Сургут, Астрахань, Казахстан, у нас очень большая география. Сейчас мы немного изменили политику работы и посещаем фестивали с различными спектаклями. Например, 9 июня участвуем в фестивале в Казане, в сентябре едем в Грозный, потом на фестиваль «Артмиграция», затем в Армению. Буинский драматический театр – динамично развивающийся театр в республике, где 30% спектаклей идет на русском языке, а 70 % — на родном языке. Татарский язык входит в число 14 языков, зная которые, можно говорить со все миром. Мы относимся к тюркской группе языков, понимаем всю среднюю Азию, кроме фарси. Для нас важно сохранять самобытность языка и знакомить с ним зрителей со всего мира.– Родились ли у вас идеи по дальнейшему сотрудничеству с ТЮЗом?– Да, нам этого бы хотелось. Один из критиков, который знает структуру работы нашего театра и ТЮЗа, сказал мне, что мы очень похожи, и я с этим согласен. Здесь порядок, тут работает команда, и это заслуга директора. Видно, что для Светланы Васильевны – это дом, она собрала замечательных людей. Я тоже живу на две семьи, причем в театральной семье бываю больше. У нас сложились очень хорошие отношения, мы ждем ТЮЗ на фестиваль в Буинск, а сами бы очень хотели еще выступить на сцене театра.

Елизавета Ронгинская специально для Musecube

Craftum Сайт создан на Craftum